вторник, 23 апреля 2019 г.

Детский язык. Часть 2



Активный и пассивный словарный запас

Данил и его слова. Данилу год и почти пять месяцев. Основная закономерность в развитии речевых навыков  это  постепенное расширение словарного состава, формирование пассивного и активного словаря. На данном этапе развития преобладает в количественном отношении пассивный словарный запас. Данил понимает значения и смысл многих слов. Однако далеко не все из этих слов может произнести. Т.о., слова, которые ребенок понимает, но не произносит, составляют пассивный словарный запас. Те же, которые он употребляет, формируют активный словарь ребенка.

Пассивный словарный запас моего сына можно описать, выделяя основные тематические группы слов. 

1. Внешний вид человека. Я часто прошу Данила показать носик, глазки, губы, волосы, щечки, животик. Он тычет пальчиком, например, показывая на нос. Т.о., название некоторых частей тела он знает.


2. Предметы. Игрушки. Схема та же самая. Показывает на мяч, машинки, может их принести. Знает мягкие игрушки: зайчика, снеговика, и некоторых других. Показывает, когда прошу, на книги, телевизор, окно, диван. Знает, что такое ложка.

3.  Ежедневные ритуалы. Например, помоем ручки, потом я говорю, что их надо вытереть полотенцем. Бежит на кухню, пытается вытирать ручки полотенцем. Говорю старшей дочери, что собираемся мыться. Данил уже бежит в ванну, тычет пальчиком на кран.

4. Некоторые глаголы. Играем в прятки. Прошу, чтобы нашел сестру. Активно включается в игру, открывает шторки, за которыми обычно и прячется Лиля.    

5. Одежда. Когда говорю, что сейчас пойдем на улицу, бежит к своему комбинезону, несет его мне.

6. Термины родства: дедушка, тетя, Лиля. Всех знает.

7. Еда. 

Активный словарный запас тоже опишу тематически.

1.Термины родства. Активно использует в своей речи слова: мама, папа, баба. 

2. Звукоподражающие слова: му, гав-гав, пи-пи, ко-ко, мяу. Когда показываем в книге или на карточке льва, Данил пытается рычать.

3.  Еда: ням-ня, пи (пить), дай.

Развитие мыслительных навыков

Лиля и ее мир. Сейчас Лиле три года и почти три месяца. Отмечу одну закономерность, которую наблюдаю примерно около месяца. Читаю ей книгу, в которой текст сопровождается большими картинками. На одной странице нарисованы три котенка, на другой странице они же, но в других движениях, в другой  ситуации. Лиля часто спрашивает, смотря на вторую страничку: «Это котята, которые вот эти?». Показывает на первый лист. Т.о., перед ней несколько рисунков, на которых изображены одни и те же котята. Понимание этого, возможно, было и раньше. Однако словесно обозначать это Лиля начала около месяца назад.
Лексика и грамматика

Лиля и ее слова.Тенденции, описанные в статье «Так говорят мои дети. Часть 1», сохраняются и сейчас. Добавлю примеры, недавно появившиеся.

1.Отсутствие среднего рода.
«И дракон превратился в чудовищА» (рассказывает сказку).
«Какой-то, мам, чудовищА пришел» (услышала шум в коридоре).
«Помнишь, мам, кресла шлА, и диван шел».

2.Неосвоенность чередований.
«Я можу».
«Я пею» (от глагола петь).


Комментариев нет:

Отправить комментарий