понедельник, 8 апреля 2019 г.

Детский язык. Часть 1

Детская лексика

Данил и его слова. В год словарный запас сына исчислялся двумя-тремя словами (папа, мама, кака). Сейчас ему исполнилось год и четыре месяца. Добавились слова: баба, ням-ням, сокращенное слово от глагола купать (куп-куп), звукоподражающие слова (му-му, гав-гав, мяу).  Подражает рычанию льва, изображение которого показываем на картинках и в книгах. Понимает простые инструкции, жестом может показать на предметы, о которых говорим.  

По А. Н. Гвоздеву начальный период овладения ребенком речью состоит из слов-предложений, употребляющихся всегда в неизменном виде. Это основная закономерность этого этапа. Набор слов у детей, как правило, одинаков, количество их незначительно колеблется.

Детская грамматика

Лиля и ее слова. Лиле три года и два месяца. Расскажу об основных закономерностях, которые наблюдаю сейчас в усвоении категории рода.

1. Играя с братом, дочка надевает на него кепку и восхищенно говорит: «Мама, посмотри какой Данька красот!». Примечательно, что параллельно существует в ее речевом опыте нормативная форма мужского рода – красавец. Что происходит?

Происходит перевод существительного из женского рода в мужской. В сознании ребенка уже есть представление о женском роде и мужском, соотносимые по смыслу с половой дифференциацией. Соответственно если одно слово можно употребить по отношению к женщине, то его же можно употребить по отношению к мужчине, преобразовав эту лексему в слово со значением мужского рода. С точки зрения детского языка и детской грамматики все логично, естественно. Если есть женский род, то должен быть обязательно и мужской род. И все у одного и того существительного. Никаких исключений! Моим ребенком перевод из одного грамматического рода в другой осуществлялся путем убирания суффикса - к- (от красотка) и окончания женского рода (а).   

2. Играя в конструкторы, доча попросила меня построить «пианину». До этого строили конструкцию, похожую на гитару. По крайней мере, так говорит Лиля. Другой пример. Дочь легла на подушку и попросила: «Мам, дай мне одеялу». Употребление моим ребенком слов в этих формах встречалось многократно. Что происходит?

Исключение существительных среднего рода. Их просто у детей в возрасте 3-4 лет нет. И вообще, что это за такие слова среднего рода? В детском языке до определенного возрастного периода существует два рода: мужской и женский. Это объясняется соотнесенностью слова с одним из полов (мужской и женский). Среднего пола нет, значит нет и такого рода. Вот такая детская логика. Т.о., отсутствует смысловая связь со средним родом по половой дифференциации. Мой ребенок употребляет существительные среднего рода по аналогии с существительными женского рода (пианину, гитару, одеялу).

Дети усваивают категорию среднего рода позже, чем мужской и женский. Это давно доказанный научный факт.

Автор: Сатучина Татьяна Юрьевна






Комментариев нет:

Отправить комментарий