Детская лексика
Данил и его слова.
В год словарный запас сына исчислялся двумя-тремя словами (папа, мама, кака). Сейчас
ему исполнилось год и четыре месяца. Добавились слова: баба, ням-ням, сокращенное слово
от глагола купать (куп-куп),
звукоподражающие слова (му-му, гав-гав, мяу). Подражает
рычанию льва, изображение которого показываем на картинках и в книгах. Понимает
простые инструкции, жестом может показать на предметы, о которых говорим.
По
А. Н. Гвоздеву начальный период овладения ребенком речью состоит из слов-предложений,
употребляющихся всегда в неизменном виде. Это основная закономерность этого
этапа. Набор слов у детей, как правило, одинаков, количество их незначительно
колеблется.
Детская грамматика
Лиля и ее слова.
Лиле три года и два месяца. Расскажу об основных закономерностях, которые
наблюдаю сейчас в усвоении категории рода.
1.
Играя с братом, дочка надевает на него кепку и восхищенно говорит: «Мама,
посмотри какой Данька красот!».
Примечательно, что параллельно существует в ее речевом опыте нормативная форма
мужского рода – красавец. Что происходит?
Происходит
перевод существительного из женского
рода в мужской. В сознании ребенка уже есть представление о женском роде и
мужском, соотносимые по смыслу с половой дифференциацией. Соответственно если
одно слово можно употребить по отношению к женщине, то его же можно употребить
по отношению к мужчине, преобразовав эту лексему в слово со значением мужского
рода. С точки зрения детского языка и детской грамматики все логично,
естественно. Если есть женский род, то должен быть обязательно и мужской род. И
все у одного и того существительного. Никаких исключений! Моим ребенком перевод
из одного грамматического рода в другой осуществлялся путем убирания суффикса - к- (от красотка) и
окончания женского рода (а).
2.
Играя в конструкторы, доча попросила меня построить «пианину». До этого строили конструкцию, похожую на гитару. По
крайней мере, так говорит Лиля. Другой пример. Дочь легла на подушку и
попросила: «Мам, дай мне одеялу». Употребление
моим ребенком слов в этих формах встречалось многократно. Что происходит?
Исключение
существительных среднего рода. Их просто
у детей в возрасте 3-4
лет нет. И вообще, что это за такие слова среднего рода? В детском языке до
определенного возрастного периода существует два рода: мужской и женский. Это
объясняется соотнесенностью слова с одним из полов (мужской и женский). Среднего
пола нет, значит нет и такого рода. Вот такая детская логика. Т.о., отсутствует
смысловая связь со средним родом по половой дифференциации. Мой ребенок употребляет существительные среднего рода по аналогии с существительными
женского рода (пианину, гитару, одеялу).
Дети
усваивают категорию среднего рода позже, чем мужской и женский. Это давно
доказанный научный факт.
Автор:
Сатучина Татьяна Юрьевна
Комментариев нет:
Отправить комментарий