Глаголы
В начальный период
освоения грамматики ярко проявляется тенденция использования слов в том виде, в
каком были зафиксированы ребенком из языка взрослых.
Сначала, по
замечанию А. Н. Гвоздева*, усваивается все наиболее типичное, простое. Отличается этот период использованием как самостоятельно придуманных слов или
форм существующих в языке слов, так и общепринятым нормативным употреблением
слов и их изменений. Т.о., этап связан с активным формированием и усвоением
грамматической структуры предложения, с основными способами словообразования и словоизменения. В усвоении глагольных форм наблюдается
такая последовательность.
Начальная форма глагола сохраняется ребенком во многих его
словоизменительных формах. Приведу примеры из лексикона дочи. Так, в своей речи
она использует слова: танцевать, искать, плакать и др. Образуя от этих
глаголов повелительную форму или форму глагола настоящего времени, ребенок сохраняет основу инфинитива: искай, танцевай, плакает. Почему так происходит?
Во-первых, речь идет о чередованиях. Позже всего дети
усваивают систему чередований в основах. Это усвоение происходит в возрасте от
трех до семи лет (периодизация А. Н. Гвоздева). Моя дочь формы искай, плакает
начала употреблять приблизительно в 2-2.5 года. Т.о., ею не были осмыслены чередования к/ч
(плакать − плачет), ск/щ (искать − ищу).
Во-вторых, принцип аналогии пока еще никто
не отменял. В какой форме ребенок запомнил слово, так оно и будет произноситься
при любых его изменениях.
А. Н. Гвоздев: советский лингвист; автор работ, посвященных
исследованию детской речи.
Автор:
Сатучина Татьяна Юрьевна
Комментариев нет:
Отправить комментарий