суббота, 30 марта 2019 г.

«Заметки о формировании лексической и грамматической структуры родного языка у моего ребенка. Часть 2»




Глаголы

    В начальный период освоения грамматики ярко проявляется тенденция использования слов в том виде, в каком были зафиксированы ребенком из языка взрослых.

  Сначала, по замечанию А. Н. Гвоздева*, усваивается все наиболее типичное, простое. Отличается этот период использованием как самостоятельно придуманных слов или форм существующих в языке слов, так и общепринятым нормативным употреблением слов и их изменений. Т.о., этап связан с активным формированием и усвоением грамматической структуры предложения, с основными способами словообразования и словоизменения. В усвоении глагольных форм наблюдается такая последовательность.

Начальная форма глагола сохраняется ребенком во многих его словоизменительных формах. Приведу примеры из лексикона дочи. Так, в своей речи она использует слова: танцевать, искать, плакать и др. Образуя от этих глаголов повелительную форму или форму глагола настоящего времени, ребенок сохраняет основу инфинитива: искай, танцевай, плакает. Почему так происходит?

Во-первых, речь идет о чередованиях. Позже всего дети усваивают систему чередований в основах. Это усвоение происходит в возрасте от трех до семи лет (периодизация А. Н. Гвоздева). Моя дочь формы искай, плакает начала употреблять приблизительно в 2-2.5 года. Т.о., ею не были осмыслены чередования к/ч (плакать − плачет), ск/щ (искать − ищу).

Во-вторых, принцип аналогии пока еще никто не отменял. В какой форме ребенок запомнил слово, так оно и будет произноситься при любых его изменениях.     

А. Н. Гвоздев: советский лингвист; автор работ, посвященных исследованию детской речи.  


 Автор: Сатучина Татьяна Юрьевна


Комментариев нет:

Отправить комментарий