понедельник, 25 марта 2019 г.

«Что я читаю своим детям и почему. Часть 3»



Однажды в разговоре подругой было упомянуто имя В. Сутеева, в большей степени, конечно, его сказки. Я же о них, как мне тогда казалось, не знала ничего! Вот и решила посмотреть информацию в интернете. Как только начала открывать изображения с иллюстрациями к сказкам, я поняла: картинки уже видела, знакома с ними. Пробежав глазами текст, я вспомнила, что и сюжет сказок тоже знаю. Так работает ассоциативная память. Из глубин сознания всплывают зрительные образы со страниц запомнившейся книги, а потом и сам текст! Разговор о Сутееве пришелся на трехлетний возраст дочери. Но думаю, что произведения этого писателя можно читать и раньше. Поскольку текст иллюстрирован яркими и красивыми, добрыми и интересными картинками самого автора. Смотря на них, малыш познает окружающий мир. Итак, почему сказки Сутеева?

Во-первых, развивают то, о чем я так люблю писать, речь и мышление, память и логику. Чтение сказок способствует процессу связного, осмысленного говорения! Как это происходит у нас? Во время чтения задаю вопросы, касающиеся сюжета. Например, петух сказал «мяу»? Далее рассуждения дочери выстраиваются (иногда с моей помощью путем дополнительных вопросов) по логической цепочке: нет, не петух, петух говорит «кукареку». Или почему котята, когда прыгнули за мышкой в банку с мукой, стали белыми? А когда залезли в трубу, черными? Иллюстрации помогают ребенку увидеть то, о чем мама читала; то, о чем мама спросила. Т.о., зрительное видение прочитанного является хорошим условием для развития речи, мышления, воображения малышей. Так легче запоминается и усваивается текст.

Во-вторых, не могу не сказать о воспитательном и поучительном характере сказок. Сюжет повествует, как правило, о близких, знакомых для детей ситуациях, событиях. Например, в рассказе «Яблоко» основная мысль сводится к тому, что необходимо делиться, и это хорошо! Наличие такого содержания позволяет уточнить или скорректировать некоторые представления ребенка о том, «что такое хорошо и что такое плохо».  

Конечно, существуют и другие замечательные детские книги с богатым потенциалом для развития вышеперечисленных навыков ребенка. Их читать тоже нужно. И со своим ребенком мы читаем других авторов. Подробно остановилась на классике своего детства (на одном из примеров), а то, что проверено временем, дорогого стоит. Кроме того, стоит, чтобы эти книги вспоминали, читали; впитывали этические и нравственные ценности.

Автор: Сатучина Татьяна Юрьевна

4 комментария:

  1. Я хоть и взрослая, но тоже отдам прдпочтение книге с иллюстрацией

    ОтветитьУдалить
  2. Наш сын тоже любит сказки Сутеева. Уже сам их рассказывает, глядя на картинки (создаётся впечатление, что читает).

    ОтветитьУдалить
  3. Марат, здорово:) а вообще, к слову, это все Настя:))) Это она в разговоре со мной упомянула Сутеева:)

    ОтветитьУдалить