Прилагательные
Усвоение ребенком прилагательных, как и
других частей речи, формируется на его опыте, т.е. на знакомстве со значением
конкретного слова. Как правило, ребенком сначала усваиваются слова,
принадлежащие одной тематической группе прилагательных (цвет, размер, оценка и
т.д.).
С.Н. Цейтлин описывает интересный феномен,
присутствующий в определенный когнитивный период развития речи каждого ребенка.
Суть этого феномена заключается в том, что одно цветовое прилагательное
заменяет все остальные. К моему сожалению, наблюдать и фиксировать процессы,
происходящие в речи своего ребенка, я начала совсем недавно, и описываемое С.
Н. Цейтлин языковое явление я пропустила. Но остановлюсь на не менее интересном
случае.
Однажды, пребывая в очень хорошем
настроении, моя дочь сказала нам: «Какие мы все прекрасные! Папа прекрасный,
прекрасная мама, братик прекрасный». Затем я попросила ее объяснить значение
прилагательного «прекрасный». Доча растерялась, далее ее объяснения выглядели так:
«Ну, прекрасный… это такой красный, красивый цвет». Что произошло?
Доча вычленяет в прилагательном «прекрасный»
уже давно знакомое ей слово «красный» путем убирания начального «пре». Поэтому
получается прекрасный - это красный. Далее, почему красивый? Так как у ребенка прилагательное
«прекрасный» было на слуху (диалоги в мультиках, разговоры родителей и т.д.), но
точного значения этого слова он не знал, им улавливается общая коннотация этого
слова, связанная с чем-то хорошим, положительным. Ребенок воспринимает это
прилагательное как оценивающее. Поэтому прекрасный - это еще и красивый.
Прилагательные
каких основных тематических групп знал мой ребенок к 3 годам: цветовые
обозначения и некоторые их оттенки (некоторые примеры из лексикона дочи: синий,
голубой), размер (большой, маленький), принадлежность (мамин), оценка (злой,
хороший), признаки и свойства (холодный, горячий, мокрый), материал
(деревянный).
Т.о., в основе
усвоения ребенком той или иной части речи лежит его практическая деятельность,
связанная с познанием окружающего мира.
Автор: Сатучина
Татьяна Юрьевна
Комментариев нет:
Отправить комментарий