вторник, 26 марта 2019 г.

Заметки о формировании лексической и грамматической структуры родного языка у моего ребенка. Часть 1»



Прилагательные


Усвоение ребенком прилагательных, как и других частей речи, формируется на его опыте, т.е. на знакомстве со значением конкретного слова. Как правило, ребенком сначала усваиваются слова, принадлежащие одной тематической группе прилагательных (цвет, размер, оценка и т.д.).

С.Н. Цейтлин описывает интересный феномен, присутствующий в определенный когнитивный период развития речи каждого ребенка. Суть этого феномена заключается в том, что одно цветовое прилагательное заменяет все остальные. К моему сожалению, наблюдать и фиксировать процессы, происходящие в речи своего ребенка, я начала совсем недавно, и описываемое С. Н. Цейтлин языковое явление я пропустила. Но остановлюсь на не менее интересном случае.

Однажды, пребывая в очень хорошем настроении, моя дочь сказала нам: «Какие мы все прекрасные! Папа прекрасный, прекрасная мама, братик прекрасный». Затем я попросила ее объяснить значение прилагательного «прекрасный». Доча растерялась, далее ее объяснения выглядели так: «Ну, прекрасный… это такой красный, красивый цвет». Что произошло?

Доча вычленяет в прилагательном «прекрасный» уже давно знакомое ей слово «красный» путем убирания начального «пре». Поэтому получается прекрасный - это красный. Далее, почему красивый? Так как у ребенка прилагательное «прекрасный» было на слуху (диалоги в мультиках, разговоры родителей и т.д.), но точного значения этого слова он не знал, им улавливается общая коннотация этого слова, связанная с чем-то хорошим, положительным. Ребенок воспринимает это прилагательное как оценивающее. Поэтому прекрасный ­- это еще и красивый.

Прилагательные каких основных тематических групп знал мой ребенок к 3 годам: цветовые обозначения и некоторые их оттенки (некоторые примеры из лексикона дочи: синий, голубой), размер (большой, маленький), принадлежность (мамин), оценка (злой, хороший), признаки и свойства (холодный, горячий, мокрый), материал (деревянный).

Т.о., в основе усвоения ребенком той или иной части речи лежит его практическая деятельность, связанная с познанием окружающего мира.

Автор: Сатучина Татьяна Юрьевна 

Комментариев нет:

Отправить комментарий