воскресенье, 17 марта 2019 г.

Период почемучек



Период почемучек начался у нас в три года. Дочка стала задавать вопросы обо всем, что слышит, видит и чувствует. Обычно это происходит в такой форме: «Мама (папа), а что значит темнота?». И поначалу я ограничивалась в своих объяснениях одним коротким предложением. Не из вредности, не от незнания, а от многочисленных, порой рутинных дел. Ведь многое надо успеть, где-то быстрей и короче ответить, а иногда и просто от нежелания долго и пространственно говорить. Но потом поняла, что лениться нельзя. По крайней мере, в том, что касается родительской помощи в познании ребенком окружающего мира. К тому же объяснять – это моя вторая работа (на первой работаю мамой 24 часа в сутки). И вот к чему я пришла. Объяснения должны быть конкретными, объемными, с использованием разных примеров. Назовем такое толкование объяснением с привлечением широкого контекста.

Для наглядности приведу пример. Во время просмотра мультика дочка спрашивает: «А что такое археологи?». Вот как я это объясняла: «Это люди, которые раскапывают старинные вещи, предметы (чашки, кольца, кувшины). Эти предметы отличаются от наших размером, формой. Мы ими, как правило, не пользуемся. У нас есть свои, другие. Археологи, когда находят такие древние вещи, могут рассказать нам, как раньше жили люди, из чего кушали, что носили и многое другое». Или сегодня дочь спросила: «А что значит с помощью крыльев?». «Крылья есть у птиц, насекомых. С помощью крыльев они могут летать. Без них вряд ли получится это сделать. У бабочек есть крылышки, они летают высоко». Вот так выглядит мое объяснение. Что оно дает? 

Во-первых, объем получаемой информации. Чем больше, тем лучше (на мой обывательский взгляд). Конечно, без фанатизма! Ребенок получает объемное представление о том, что, к примеру, собаки – это не просто животные, которые лают и кусаются, а еще они бывают разных размеров, у них есть имена, они очень любят своих хозяев, они любопытные (здесь можно вспомнить какого-нибудь щенка из прочитанных сказок) и т.д. Мы вспоминаем щенка из сказки «Кто сказал «Мяу»?» В. Сутеева. 

Во-вторых, происходит не только знакомство с новой информацией, но и  формирование и развитие речевых навыков самого ребенка. Ведь он копирует взрослых. Копирует, как известно, все подряд. 

Т.о., перенимая манеру говорения родителя, его стиль объяснения, ребенок  научается выстраивать свою речь логически, связанно, не фрагментарно, последовательно. Ну а если мама устала, делегируйте эту ответственную функцию объяснения папеJ. Папы это могут! Я знаю точно


Автор: Сатучина Татьяна Юрьевна

2 комментария:

  1. Очень интересно и близко, хочется еще больше узнать о таком периоде.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Даша, спасибо вам большое! Еще буду писать статьи на эту тему!

      Удалить