суббота, 4 мая 2019 г.

Детский язык. Часть 3.



Лексика и грамматика

Лиля и ее слова. Детские, не соответствующие языковой норме,  окказиональные формы встречаются часто у глаголов с суффиксами -ов-/-ев-. Кстати, о норме. Формы от глаголов с этими суффиксами, например, пировать (рифмовать и подобные) образуются путем замены суффикса на гласные у/ю. Сравни: пировать – пирую; рифмовать – рифмую и т.д. Не зная данного правила, ребенок образуют глагольную форму привычным и универсальным для него способом (по аналогичной схеме: страдать – страдаю). Так, например, получаются  следующие слова: пироваю, рифмоваю.  
Так доча очень часто говорит: танцеваю. Такую форму образует от глагола танцевать, не прибегая к замене суффикса.   

Недавно смотрели «Лунтика». В одной серии Кузя решил взять на себя роль командира и отдавал команды своим друзьям. Лиля спросила у меня, кто такой командир. Далее последовало мое объяснение. После просмотра мультика Лиля сказала: «Мам, давай командировать!».
Путем добавления суффиксов, сохраняя известную уже ребенку основу слова, Лиля образовала окказиональную по отношению к слову командир глагольную форму. Хотя языковой норме это и противоречит.

Данил и его слова.Учим стишок. На мою фразу («Гуси-гуси!») Даня отвечает: «Га-га-га!».

Продолжает подражать звукам животных. Показываем ему игрушечную хрюшку, спрашиваю, как свинка говорит. В ответ Данька произносит: «хрю-хрю».

Когда собирается прыгать, говорит: «пык (г) - пык (г)».

Видит машину и говорит: «би-би».








Комментариев нет:

Отправить комментарий